Маржинальность — что это? Формула маржинальности. Понятия Gross Margin, Operating Margin, Net Margin – что означает и в чем разница.
Содержимое

Маржинальность происходит от слова маржа. Поэтому для начала определимся с более коротким и распространенным в нашем обиходе словом.
Маржа – формула расчета

Маржа – это сумма средств, которые заработала компания с учетом покупки товара и его последующей продажи и всех понесенных затрат на реализацию.
То есть маржа – это то, что остается у компании после полного цикла реализации её товара.
Рассмотрим другой пример. В следующем месяце вы купили 3 игрушки за 70 рублей и, чтобы они пришли быстрее, заплатили за их платную доставку ещё 10 рублей. Продали эти игрушки за те же 100 рублей за штуку.
Таким образом, маржа составит 3*100 (ваши доходы) — 3*70 (затраты на товар) — 10 (затраты на доставку товаров) = 80 рублей.
Получается, что во втором месяце заработок был значительно больше. Однако, в каком случае вложения работали эффективней? Здесь нам и понадобится считать не маржу, а маржинальность бизнеса.
Маржинальность – формула расчета

Маржинальность – это отношение маржи к выручке. Таким образом, маржинальность – это ключевой показатель эффективности бизнеса компании. Чем выше значение маржинальности, тем большее количество средств зарабатывает компания с каждого вложенного рубля.
Маржинальность = Маржа/Выручка*100%.
Не стоит путать понятие маржинальность и маржа. Маржа – это по сути наценка. Тогда как маржинальность – это показатель оценки эффективности.
Теперь на нашем примере рассчитаем маржинальность за 2 месяца продаж с алиэкспресс.
За первый месяц маржинальность будет равна (30/100)*100%=30%.
За второй месяц маржинальность составит 80/300)*100%=27%.
Исходя из формулы видно, что если маржа отрицательная, то и маржинальность окажется в отрицательной зоне. Отрицательная маржинальность – крайне тревожный сигнал и повод задуматься об инвестициях в данную компанию. Ведь данный показатель может означать что бизнес нуждается в модернизации и корректировки стратегии.
Маржинальность обычно высокая у компаний, которые предоставляют услуги облачных технологий и IT.
Ритейлеры, которые обычно перепродают товары, купленные у поставщиков, как правило имеют низкую маржинальность бизнеса. Их прибыль складывается из большого объема продаж.
Gross Margin что это? Формула расчета Gross Margin

Встречаемое на сайтах разбора фундаментальных показателей понятие Gross Margin – является показателем валовой прибыли компании.
Gross Margin = (Выручка — Затраты на закупку товара)/ Выручка* 100%
Operating Margin что это? Формула расчета Operating Margin

Operating Margin– в переводе с английского означает «Операционная рентабельность».
Операционная рентабельность – это отношение операционной прибыли к выручке.
Operating Margin= (Операционная прибыль/ Выручка)*100%.
Net Margin что это? Формула расчета Net Margin

Чистая маржинальность (NetMargin) – это показатель эффективности бизнеса компании, который представляет отношение чистой прибыли к выручке.
Net Margin=(Чистая прибыль/Выручка)*100%.
Так как чистая прибыль, в отличие от маржи, учитывает в себе абсолютно все понесенные компанией затраты, включая операционные, финансовые расходы и налоги, показатель чистой маржинальности – является ключевым показателем фундаментального анализа эффективности бизнеса.
Если чистая маржинальность положительна, значит бизнес генерирует прибыль и является рентабельным. В России Net Margin чаще переводят и называют чистой рентабельностью. Однако смысл остается прежним – показатель является отношением чистой прибыли к выручке.
Gross Margin, Operating Margin, Net Margin. В чем отличия?

Исходя из определений каждого вида маржинальности, которые обычно выводятся на скринерах для оценки эффективности бизнеса, можно сделать следующие выводы:
— Net Margin или чистая рентабельность — ключевой показатель эффективности бизнеса.
— Net Margin всегда меньше или равно Operating Margin, а Operating Margin меньше или равно Gross Margin. Это связано с формулами расчета. Так как Net Margin учитывает все понесенные затраты, её значение является наименьшим. Валовая прибыль (Gross Margin) не учитывает затраты и складывается только из стоимости приобретения и продажи. Поэтому значение Gross Margin наибольшее. Операционная маржинальность (Operating Margin) учитывает операционные затраты, но не учитывает финансовые расходы и налоги, поэтому значение Operating Margin больше чем Gross Margin, но меньше чем Net Margin.
Предположим у нас есть фирма, которая занимается перепродажей товаров.
За прошлый месяц:
— товары приобретены на сумму 600 000 рублей.
— расходы на доставку товаров от поставщиков составили 20 000 рублей.
— расходы на доставку товаров покупателям составили 40 000 рублей.
— расходы на заработную плату работникам составили 70 000 рублей.
— товары проданы на сумму 1 000 000 рублей.
GrossMargin: (Выручка-Затраты на покупку товаров)/Выручка*100% = (1000000 — 600000)/1000000*100% = 40%
OperatingMargin: (Выручка- Затраты на покупку и операционные расходы)/Выручка*100%= (1000000 — 600000-20000-40000)/1000000*100% = 34%.
Так как помимо покупки продукции, компания потратила деньги на доставку товаров от поставщика и до потребителя, показатель OperatingMargin оказался на 6% меньше чем показатель GrossMargin.
Теперь рассчитаем Net Margin. Для этого сначала необходимо рассчитать налог на прибыль. Он составит разницу всех доходов и расходов умноженную на 13%.
Теперь можно рассчитать чистую прибыль компании (Net Income).
Наконец, чистая маржинальность (NetMargin) составит:
Таким образом, чистая маржинальность в нашем примере оказалась почти на 10% ниже операционной маржинальности.
Свежие комментарии